Станку нужна перенастройка

Станку нужна перенастройка

Украинский классический балет востребован у себя в стране и за рубежом. Однако наследия советского «большого стиля» надолго не хватит.

В Украине работает немыслимое для любой страны Евросоюза количество театров, способных регулярно показывать несколько масштабных балетных постановок.

При словах «украинский (равно как и российский) балет» в голову сразу приходит знаменитая фраза: «И даже в области балета мы впереди планеты всей». В иронической песне Владимира Высоцкого ее произносит гражданин СССР, доказывающий западному туристу преимущества социалистического строя при помощи одного из самых главных советских культурных мифов. Гражданин был и прав, и неправ. «Наше ощущение лидерства в области балета было взлелеяно советской идеологией на почве полной изолированности от искусства танца Запада, — говорит один из самых известных восточноевропейских хореографов Раду Поклитару, руководитель единственного в Украине Театра современной хореографии „Киев модерн-балет”. — Но балет — это не спорт. Великие прорывы в нем странно делать монополией одного государства.» Недаром, когда зарубежных балетоманов начали интересовать в первую очередь модернистские интерпретации их любимого искусства, нам почти нечем было ответить на этот вызов. Но времена и моды, как им и положено, меняются.

Оказывается, мы богаты

Во всем мире нынче происходит настоящий ренессанс классического балета. «Сегодня классический балет необыкновенно популярен, поскольку он вызывает острое сопереживание и желание прикоснуться к эстетическим идеалам прошлого, недоступным для большинства из нас в окружающей жизни. Ведь искусство прежде всего утопия. Причем востребована балетная классика будет так же, как немногим раньше классическая музыка — в обратном порядке: от Стравинского и Малера к Шопену, Моцарту, Баху, Вивальди», — считает Раду Поклитару.

В перерыве между выходами. За кулисами киевского Национального театра оперы и балета Украины

И тут оказалось, что у сегодняшних западных балетоманов гораздо меньше, чем у украинских зрителей, возможностей посетить классические балетные постановки. В Украине работает немыслимое для любой страны Евросоюза количество театров, способных регулярно показывать несколько масштабных балетных постановок, для чего нужны труппы в полторы сотни артистов. Нам такая роскошь досталась в наследство от советского «большого балета», а в западноевропейских странах ее могут себе позволить разве что Королевский театр оперы и балета в Лондоне («Ковент Гарден»), парижская Национальная опера («Гран-Опера») и венский Национальный оперный театр.

Репертуарная политика наших балетных театров тоже значительно отличается от западной практики. В европейских театрах спектакль нередко живет несколько недель, после чего снимается с репертуара и начинается работа над новой постановкой. Это удобно и для театра, и для западных артистов, которым трудно исполнять в течение месяца пять-семь различных ролей. (Зато наши танцовщики, работающие за рубежом, нередко жалуются на конвейер, оставляющий мало простора для творчества.) В украинских театрах, где до сих пор сохранился балетный «большой стиль», зрителям постоянно представлен разнообразный и постоянный вне зависимости от сезонов репертуар. Такой режим работы театра менее рентабелен, чем западный, но зато предоставляет нашим артистам недоступную для их европейских коллег возможность перевоплощения в новую роль едва ли не каждый вечер. Самый большой ежегодный репертуар у киевского Национального театра оперы и балета — 32 спектакля, при этом ежемесячный репертуар включает 12–14 различных постановок. В региональных театрах репертуар поменьше — около 20 спектаклей.

Есть у украинских балетоманов и еще одно преимущество — многих привычных для нас классических спектаклей нет в репертуаре западных театров из-за высокой технической сложности исполнения. Такие балеты, как «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Кармен-сюита», «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Раймонда», требуют длительной подготовки и профессионализма всех участников постановки. В западном театре могут быть яркие и виртуозные солисты, но во многих классических балетах высокий уровень мастерства требуется и от исполнителей ролей второго и третьего плана, а также от танцовщиков кордебалета. В украинских театрах с этим проблем обычно нет. Сказываются последствия советской системы воспитания балетных кадров, в которой артисты, танцующие сегодня в балетной массовке, проходили ту же суровую и основательную подготовку, что и нынешние солисты, — ежедневные с пяти-шести лет занятия в школе, а потом восьмилетнее обучение в хореографическом училище. При этом каждый год у молодых танцовщиков есть шанс покинуть alma mater из-за недостаточного мастерства или лишнего веса, то есть приближающегося к норме по принятым для простых смертных стандартам.

Балет для сцены и для жизни

Один из самых известных восточноевропейских хореографов Раду Поклитару

Украинские любители балета ценят предоставленные им возможности. Как рассказал «Эксперту» главный балетмейстер киевского Национального театра оперы и балета Украины Виктор Еременко, билеты на классические спектакли, составляющие основную часть репертуара, распродаются еще за неделю до представления. Причем в центре внимания прежде всего сами артисты — балетоманам интересно увидеть хрестоматийные партии в исполнении солистов Национальной оперы Украины Татьяны Боровик, Елены Филипьевой, Татьяны Голяковой, Максима Моткова и других.

Благодаря активности публики киевскому театру удается решать многие материальные проблемы. Государство обеспечивает зарплату, а деньги на костюмы, декорации и балетную обувь театр зарабатывает самостоятельно за счет проданных билетов и гастрольной деятельности труппы. Выступления украинских артистов балета востребованы в Европе, США, Латинской Америке и Азии — советская школа классического танца заслужила репутацию одной из лучших в мире, а гастроли танцовщиков из Украины обходятся намного дешевле работы их коллег из западных стран.

При этом наряду с традиционными спектаклями в репертуаре театра появляются и современные постановки. Раду Поклитару поставил здесь «Картинки с выставки» и «Весну священную», а российский балетмейстер Давид Авдыш — спектакль «Мастер и Маргарита».

Новые веяния коснулись и системы подготовки украинских танцовщиков. По словам Виктора Еременко, в его труппе танцуют не только выпускники хореографических училищ, но и те, кто учился в негосударственных балетных школах. «Для меня важно то, как человек танцует, а не то, где он учился. У нас в театре работают выпускники лицея „Кияночка” Наталья Домрачова, которая завершила образование уже в хореографическом училище, и  Игорь Ищук. В этом году в труппе начала работать Ольга Кисляк, окончившая Киевскую академию танца», — отметил он.

Раньше путь на балетную сцену лежал через хореографическое училище, куда поступали в десять-двенадцать лет, а диплом и распределение получали в восемнадцать лет. Киевское государственное хореографическое училище осталось основным центром подготовки артистов балета и сейчас, но в целом система образования для танцовщиков стала разнообразнее. В Украине появились негосударственные школы и академии балета. Показательный пример альтернативного хореографического учебного заведения — донецкая школа балета знаменитого танцовщика Вадима Писарева, которая стала самостоятельным центром балета, по сути, изменившим лицо современной украинской хореографии. Ученики Писарева ежегодно занимают призовые места в самых престижных международных конкурсах балета и становятся артистами Донецкого театра оперы и балета. Пять лет назад сильный резонанс вызвала победа воспитанника школы Писарева Жерлина Ндуди на танцевальном конкурсе «Евровидение-2003», после чего все вновь заговорили о сильной отечественной школе танца.

Выпускник Киевского хореографического училища Денис Матвиенко

Хорошие результаты демонстрируют ученики лицея «Кияночка», организованного хореографом Игорем Кайгородовым на базе детского ансамбля народного танца. Киевская академия танца сегодня существует в двух ипостасях — под управлением хореографа Альбины Кальченко и под шефством Юрия Станишевского. Там обучают детей разного возраста, часть которых продолжают балетную карьеру, но особо упора на подготовке артистов для театра не делают. Это вполне в духе современной западной практики, где обеспеченные любители танцев вместо инструктора по фитнесу приглашают для частных уроков учителя хореографии и осваивают балетные па у классического станка, который дает не только мышечный тонус, но и прекрасную осанку. В Киеве уже есть специальный хореографический класс для взрослых, а детей все чаще отдают на обучение в хореографические школы и студии для общего физического развития. В столице даже можно научиться искусству Терпсихоры бесплатно — в ансамбле классического танца при киевском Международном центре культуры и искусств (бывший Октябрьский дворец), за что малообеспеченные родители готовы носить на руках директора центра Владимира Аланюка. Единственный источник финансирования студии — арендная плата, которую платит кинотеатр, занимающий зал в центре культуры, и другие арендаторы.

Движение остается односторонним

Высокий уровень подготовки, доставшийся украинским танцовщикам в наследство от советской школы классического балета, был подтвержден на последнем конкурсе артистов балета в Москве, который стал триумфальным для нашей хореографической школы — все первые премии увезли молодые украинцы. Однако отличная отечественная балетная школа играет с нашими театрами злую шутку — украинских танцовщиков активно приглашают работать за рубеж.

Один из самых ярких примеров — киевлянин Иван Путров, который в 16 лет выиграл престижный конкурс артистов балета в Лозанне и сразу получил приглашения из 15 стран продолжить обучение. Он выбрал стажировку в лондонской королевской школе балета, после чего стал артистом Лондонского королевского театра. Спустя несколько лет Путров — ведущий премьер «Ковент Гардена», а сегодня считается одним из лучших танцовщиков Европы. Выпускник Киевского хореографического училища Денис Матвиенко, с третьего курса танцевавший в киевской Национальной опере, в 2005 году получил Гран-при X московского Международного конкурса артистов балета. До него за всю историю конкурса эту престижную премию получили лишь четыре исполнителя. Сегодня Денис — приглашенный ведущий солист New National Theatre в Токио, московского Большого театра и Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Еще один выпускник киевского училища Александр Жембровский после побед на международных конкурсах стал солистом Амстердамского королевского театра, а в прошлом году номинировался на премию «Лучший танцовщик мира» на престижном конкурсе «Бенуа де ля данс» в Москве.

Солистка киевского Национального театра оперы и балета Украины Елена Филипьева

Отток наших танцовщиков на Запад будет продолжаться и в дальнейшем. Век артиста балета недолог, и потому у него нет возможности откладывать что-то на завтра или ждать другого шанса. Когда молодой артист получает приглашение из зарубежного театра, желание получать за свой труд адекватные деньги, естественно, берет верх. Ведь профессия балетного танцовщика очень узкоспециализированная и забирает все время. О том, чтобы подработать где-то еще, артистам думать не приходится. К тому же если в столичном театре оперы и балета дела постепенно налаживаются, то в регионах ситуация далеко не радужная. Зарплата артистов театров, не имеющих статуса национальных, в три раза меньше, чем у коллег с привилегированных сцен. Поэтому сегодня перед нашими театрами открывается не самая радостная перспектива уже в близком будущем оказаться без танцовщиков и, соответственно, без больших постановок, которыми мы пока что можем гордиться.

Вторая беда наших балетных театров — недостаток общения с современным западным искусством. Распространенная в Европе практика приглашения зарубежных хореографов для постановок у нас почти отсутствует по финансовым причинам. Можно, конечно, утешать себя тем, что такая вынужденная изоляция позволяет сохранять специфику и самобытность отечественной школы танца, но ведь для движения вперед необходимы свежие идеи и взаимный обмен ими. Чтобы наши танцовщики были так же универсальны, как и их европейские коллеги, представляющие лучшие школы танца, необходимо кроме классической базы, развивать школу современной пластики, которой у нас не уделяется достаточно внимания (тоже советское наследие).

В искусстве постоянно идет поиск новых средств выразительности. Балет, синтетический по своей сути, отражает тенденции, проявляющиеся в других видах искусств. Так, резкие и смелые линии сегодняшней скульптуры и невообразимые ранее ритмы в музыке повлияли на рождение новой пластики, без которой нельзя представить современный танец. Сегодняшние западные балетные постановки — это сочетание элементов прошлого и будущего, классики и модернизма. Но такой сплав — редкое явление на нашей сцене.

В гостях у королевы

Для того чтобы в наших театрах, помимо обширно и разнообразно представленной классики, появились балеты нового времени, необходим не только более гибкий подход к репертуарной политике, но и привлечение дополнительных финансовых ресурсов. Кроме гонорара приглашенному хореографу, деньги нужны для новых костюмов и декораций. В европейских театрах получить бюджет для спектакля проще — там государственное финансирование, более щедрое, чем у нас, сочетается с поступлениями от частного капитала. В Европе и США существует немало негосударственных балетных трупп, в которых целесообразность работы над спектаклем оценивается с точки зрения прогнозируемого объема кассы. А он, как в частных, так и в государственных европейских театрах, обеспечивается тем, что на Западе у академического искусства всегда есть поклонники, готовые ради него расстаться с деньгами. Поэтому уровень развития украинского балета напрямую зависит от уровня его востребованности у публики, в том числе, как это ни шокировало бы воспитанных еще на советском балете знатоков, публики материально состоятельной.

Сцена из спектакля «Кармен TV» Театра современной хореографии «Киев модерн-балет»

А для этого балет должен стать популярным в массах. Если в советские времена балет постоянно показывали по телевидению, а о триумфах «наших» регулярно информировали все СМИ, то сегодня даже самые громкие победы украинских артистов становятся событием разве что для любителей балета. В Лондоне украинца Ивана Путрова узнают на улицах — его лицо изображено на плакате, рекламирующем театр «Ковент Гарден», и на всех афишах. Он позирует для знаменитых фотографов (портрет Путрова, снятый англичанкой Сэм Тейлор-Вуд, был выставлен в украинском павильоне на Венецианской биеннале этого года. —  «Эксперт»), становится героем выставок и публикаций в глянцевых журналах, бывает на приемах у английской королевы. В Британии балет — это модно. Знаменитый российский танцовщик Николай Цискаридзе уже давно не только премьер московского Большого театра, но и популярная светская персона. Не все видели его в танце, но многие знают в лицо. Благодаря пиару СМИ, показывающих артистов балета как красивых и успешных людей, это искусство становится привлекательным и для будущих звезд, которые должны прийти на смену сегодняшним.

Зато мы о своих артистах не знаем ничего. Конечно, балет не продукт столь массового потребления, как, например, шоу-бизнес, но вернуть былой интерес к танцу вполне возможно. Просто необходимо регулярно информировать зрителей о людях и событиях в украинском балете и показывать, что это искусство не менее актуально, чем современная музыка, театр, литература. Массовый интерес публики подтолкнет к активной деятельности потенциальных продюсеров, которые могут в этой области достигнуть значительных успехов, о чем свидетельствует хрестоматийный пример — сумасшедшая популярность организованных Дягилевым балетных русских сезонов в Париже.

Один из мольеровских героев, узнав, что всю свою жизнь разговаривал прозой, был очень изумлен. Вполне возможно, украинцы тоже удивятся информации о том, что имя их соотечественника Ивана Путрова работает на международный престиж страны так же активно, как имена боксеров братьев Кличко и футболиста Андрея Шевченко. Так что фразу насчет «впереди планеты всей» пора начинать воспринимать не только как шутку.

Лейла Кондакова, expert.ru, 28.01.08

 

Похожие статьи:

Роза МираПоследний взрык дракона

ПолитикаПригожинские миллионы: как шеф-повар Путина создал армию кремлевских троллей

ПолитикаВам «не страшна война»? Вам нужен доктор

ОбществоМарш мира

ПолитикаРусские не сдаются! - ответили на «Тернополе» на ультиматум россиян

259 просмотров

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!