Тайна богини Астарты в средневековом испанском замке
Вид на крепость Гуардамар-дель-Сегура, показывающий, где находилось святилище Астарты. Холм, на котором сейчас находится крепость Гуардамар-дель-Сегура, ранее был святилищем, посвященным божественной силе, защищавшей моряков.
Голова с египетским головным убором найдена при раскопках крепости Гуардамар-дель-Сегура
Эксперты потратили почти 40 лет на то, чтобы сложить пазл, составленный из различных археологических находок, обнаруженных под холмом, который в наши дни занимает позднесредневековый замок Гуардамар, в низкой долине реки Сегура в провинции Аликанте, на средиземноморском побережье Испании. Среди находок - бронзовые наконечники стрел, котлы, грузы для ткацких станков, вотивные предметы, терракотовые фигурки богинь и даже небольшое керамическое железо с двумя львами, нападающими на оленя, все они датируются временами финикийцев (с VIII по VI век до нашей эры) и иберийцев (с VI века до нашей эры по I век нашей эры). Специалисты не сомневались, что оба народа поселились на самом известном кургане этого побережья в древности, но они не понимали назначения столь разнообразных артефактов. Археологи Антонио Гарсия Менаргес и Фернандо Прадос Мартинес дали ответ в своем исследовании «Финикийское святилище в замке Гуардамар», которое, как они определили, было храмом, посвященным богине Астарте, богине войны, сексуальности, жизни и морей. «В этом и заключался смысл существования святилища: день и ночь горел костер, чтобы направлять моряков», — утверждают они.
В 1986 году группа ученых во главе с Лоренцо Абадом из Университета Аликанте обнаружила терракотовые котлы иберийского происхождения в форме женской головы. Они, по-видимому, указывали на святилище. Между 1993 и 1995 годами другие археологические группы начали собирать данные о крепостных валах средневековой крепости Гуардамар, потому что местное правительство хотело восстановить их после разрушения во время землетрясения 1829 года. Таким образом, эксперты в очередной раз наткнулись на материальные свидетельства не только иберийской оккупации, но и более древней оккупации в древнем железном веке (VIII век до н.э.), когда первые финикийцы высадились на полуострове. Наконец, в 2019 году во время новых археологических раскопок компания Alebus подтвердила заселение склона холма в древнем железном веке и обнаружила более ориентализированные керамические материалы и фрагменты амфор.
Холм, на котором расположен замок, имеет высоту 210 футов и хорошую естественную защиту со всех сторон, кроме севера, где склон плавно спускается к реке Сегура. Такая топографическая конфигурация гарантировала его оборону и превращала его в место с обзором на 360 градусов всего, что лежало перед ним: низменной долины, залива, мысов Санта-Пола и Сервера, а также острова Табарка. Эти условия не были проигнорированы финикийцами, которые выбрали холм в качестве места для возведения «святилища, которое давало бы защиту морякам или воздавало почести божествам, которые были бы полезны для их колониального предприятия». Таким образом, роль, которую он исторически играл для судоходства, очевидна, потому что он расположен в устье реки в виде мыса, выступающего из берега. Безопасность кораблей была обеспечена, как и доступ к питьевой воде, благодаря хорошим условиям порта», — напоминает отчет археологов.
Но какому богу или богине они должны посвятить священное сооружение? Ответ был получен благодаря анализу эксгумированных археологических материалов. Среди них есть множество артефактов, связанных с текстильными ремеслами, таких как веретенообразная мутовка, пяльцы для вышивания и различные грузы для ткацких станков. Исследователи считают, что «текстильное производство было женской отраслью, которая была связана с культом богини Астарты». Более того, в 1999 году в стенах замка были обнаружены два финикийских бронзовых наконечника стрел. Первый, который является обоюдоострым, использовался как инструмент для охоты и борьбы. А вот вторая стрела принадлежала бронзовому наконечнику стрелы в форме копья. «Из-за своей типологии он, по-видимому, является образцом с сирийско-палестинского побережья где-то между девятым и восьмым веками до нашей эры», — пишут Гарсия Менаргес и Прадос Мартинес. На востоке эти стрелы и другое оружие были частью вотивных жертвоприношений, совершаемых в святилищах. Вероятно, это было связано с религиозными подношениями, приносимыми богине [Астарте], чтобы получить ее защиту или, кто знает, может быть, чтобы поблагодарить за то, что вы прибыли в хороший порт после долгого и опасного путешествия».
Обнаружение терракотового фрагмента, принадлежавшего покрытой вуалью женской фигуре с типичной причёской Хаторов (соответствующей египетским богиням) и терракотовой головой с египетским головным убором, подтвердило подозрения. Первая представляет собой фигуру со скрещенными на груди руками с миндалевидными глазами, морщинами на лбу и формой ушей, которые наводят на мысль об образах финикийской богини. Он датируется между седьмым и шестым веками до нашей эры. Голова, с другой стороны, имеет длинную шею, увенчанную египетским головным убором, и прическу, которая также соответствует образу богини. Эти предметы, в одном случае интерпретированные как пробки для священных сосудов, использовались в восточных святилищах в качестве вотивных подношений между девятым и восьмым веками до нашей эры. Длинное горлышко, служившее стеблем, втыкали в алтари или ставили над маленькими отверстиями, сделанными в них для этой цели».
Авторы утверждают, что храм Астарте в Аликанте не изменил своей принадлежности с течением веков, «несмотря на то, что из-за неоднородного происхождения моряков, которые проходили здесь, можно было бы предположить существование гибридизации или какого-то другого вида модификации. Сакральная ценность этого места, должно быть, оставалась неизменной на протяжении веков», хотя финикийская богиня в конечном итоге стала «богиней иберийцев, Танит карфагенян и крылатой богиней с начала Римской империи».
Астарта, богиня моря, была «Венерой, звездой, которая ведет в ночи, потому что она первая, которая появляется на небе на закате: богиня неба, войны, парусного спорта и, в основном, плодородия и плотской любви, а также магического и священного использования воды». И они заключают: «В районе месторождения мы не нашли грандиозных городских сооружений, датируемых третьим веком до нашей эры, именно потому, что центром было то же самое святилище, которое функционировало как главное пространство для сплочения в регионе», и всем управляла богиня, которая защищала моряков, которую все они носили с собой до тех пор, пока горел костер.
https://english.elpais.com/culture/2022-04-18/the-mystery-of-the-phoenician-goddess-in-a-medieval-spanish-castle.html
Иберийские кадильницы, найденные в крепости Гуардамар-дель-Сегура
Похожие статьи:
Общество → Вегетарианство и права животных в Испании
Общество → Как наши соотечественники устраиваются в Испании
Европа → Как живут русские в Испании?