Культ Великой Богини: когда Бог был женщиной

Культ Великой Богини: когда Бог был женщиной

В этом отрывке из работы «Когда Бог был женщиной» (Editorial Kairós, 2021) искусствовед и скульптор Мерлин Стоун прекрасно описывает археологические свидетельства, свидетельствующие о существовании культа Великой Богини в разных частях планеты.

Прошло совсем немного времени, прежде чем различные улики заняли свои места, и связи начали обретать форму. И тут я понял. Астарта, презираемое «языческое» божество Ветхого Завета, на самом деле была (несмотря на попытки библейских переписчиков замаскировать свою личность, используя мужской пол) Астартой, Великой Богиней, как ее называли в Ханаане, Царицей Небес Ближнего Востока. Языческие идолопоклонники Библии молились богине, известной в других местах как Иннин, Инанна, Нана, Нут, Анат, Анахита, Иштар, Исида, Ау Сет, Ишара, Ашера, Аштар, Аттор, Аттар и Хатхор — Божественному Предку многих имен. Однако на различных языках и диалектах тех, кто почитал ее, каждое имя указывало на Великую Богиню. Было ли простым совпадением то, что за все эти годы в воскресной школе меня ни разу не учили, что Ашторет – женщина?

Кем была эта Богиня? Почему верховным божеством было названо женское, а не мужское существо?

Еще более удивительными были археологические свидетельства, свидетельствующие о том, что их религия существовала и процветала на Ближнем и Среднем Востоке за тысячелетия до прибытия патриарха Авраама, первого пророка Яхве, мужского божества. Археологи прослеживают культ богини до неолитических сообществ около 7000 г. до н.э., а некоторые - до верхнепалеолитических культур, около 25000 г. до н.э. Со времен своего неолитического происхождения его существование было подтверждено вплоть до римской эпохи. Однако библеисты сходятся во мнении, что Авраам жил в Ханаане (Палестина) в конце периода времени между 1800 и 1500 годами до нашей эры.

Кем была эта Богиня? Почему верховным божеством было названо женское, а не мужское существо? Насколько влиятельным и значимым был его культ, и когда он на самом деле появился? Задав себе эти вопросы, я начал более глубокое исследование эпохи неолита и палеолита. Хотя богиням поклонялись во всех уголках мира, я сосредоточился на религии, которая развивалась на Ближнем Востоке и на Ближнем Востоке, на родине иудаизма, христианства и ислама. Я обнаружил, что развитие культа женского божества в этом регионе было связано с первыми религиозными проявлениями, обнаруженными до сих пор в любом уголке земли.

Предполагается, что религия Богини уходит своими корнями в верхний палеолит и возникла на Ближнем Востоке в позднем неолите

ВОСХОД СОЛНЦА В ГРАВЕТТОВСКОМ ЭДЕМСКОМ САДУ

Хотя большинство его стоянок были обнаружены в Европе, предполагается, что религия Богини уходит своими корнями в верхний палеолит, и что она возникла на Ближнем Востоке в позднем неолите. Поскольку они предшествовали времени письменных источников и не вели непосредственно к историческому периоду, который мог бы помочь объяснить это, информация о существовании культа богини в палеолите должна и по сей день оставаться спекуляцией. Теории о происхождении Богини в этот период основаны на сопоставлении традиций матрилинейного родства и культа предков. Они подкрепляются тремя независимыми линиями доказательств.

Первая основана на антропологической аналогии для объяснения первоначальной эволюции матрилинейных обществ (родства по материнской линии). Исследования «первобытных» племен в последние столетия пришли к выводу, что некоторые изолированные и «примитивные» народы даже в нашем веке еще не обладали сознательным пониманием взаимосвязи между полом и зачатием. Затем проводится аналогия, чтобы установить, что палеолитические народы находились на аналогичном уровне биологического сознания.

До того, как половой акт стал ассоциироваться с родами, женщины почитались как дарительницы жизни

С.Г.Ф. Брэндон, профессор сравнительного религиоведения в Манчестерском университете в Англии, отмечал: «Достиг ли ребенок утробы матери, было, несомненно, загадкой для первобытного человека. Принимая во внимание период между оплодотворением и рождением ребенка, представляется вероятным, что значение беременности и родов было оценено задолго до того, как стало понятно, что эти явления являются результатом зачатия после полового акта.

«Джеймс Фрейзер, Маргарет Мид и другие антропологи, — пишет Леонард Коттрелл, — установили, что на ранних этапах эволюции человека, до того, как был понят секрет человеческой фертильности, до того, как половой акт был связан с деторождением, женщины почитались как дарительницы жизни. Только женщины могут привести в мир других людей, а участие мужчин в этом процессе до сих пор не признано».

По мнению этих авторов, а также многих других авторитетов, писавших на эту тему, вполне вероятно, что в древних человеческих обществах люди еще не обладали сознательным пониманием взаимосвязи между сексом и размножением. Поэтому понятие отцовства еще не было понято. Хотя это, вероятно, сопровождалось различными мифическими объяснениями, дети просто рождались у женщин.

Семейная родословная велась по материнской линии, от матери к дочери, а не от отца к сыну, как это принято в современных западных обществах

Если это было так, то женщина задумывалась как единственный родитель своей семьи, эксклюзивный производитель следующего поколения. По этой причине для детей было естественно принимать имя племени или клана своей матери. Родословная записывалась по материнской линии, от матери к дочери, а не от отца к сыну, как это принято в современных западных обществах. Такую социальную структуру принято называть матрилинейной, то есть основанной на материнской линии. В этих культурах (у многих «примитивных» народов даже сегодня, а также в исторически сложившихся обществах во времена классической Греции) не только имена, но и титулы, владения и территориальные права передавались по женской линии, чтобы сохраниться внутри семейного клана.

Хоукс отмечает, что в Австралии, в районах, где понятие отцовства еще не понято, «[...] Очевидно, что матрилинейное происхождение и матриместный брак (при котором муж переезжает в деревню или семейный дом своей жены) были широко распространены, а статус женщины значительно выше. Он пишет, что эти традиции до сих пор распространены в некоторых областях Африки и среди дравидов Индии, и что следы этой традиции можно найти в Меланезии, Микронезии и Индонезии.

ТВОРЕЦ ЖИЗНИ

Вторая линия доказательств связана с началом религиозных верований и ритуалов и их связью с матрилинейным происхождением. Было проведено много исследований палеолитических культур и исследований мест, занимаемых этими народами, и возможных обрядов, связанных с их умершими. Все это говорит о том, что, как и в древних представлениях о религии, они, вероятно, принимали форму культа предков. Вновь проводится аналогия между палеолитическими народами и религиозными представлениями и ритуалами, наблюдаемыми у многих «примитивных» племен, изученных антропологами в последние два столетия. Поклонение предкам встречается в племенных обществах по всему миру. Маринджер сказал, что даже в то время, когда он писал в 1956 году, некоторые племена в Азии все еще делали небольшие статуи, известные как дзули. Описывая их, он заходит так далеко, что говорит: «Идолы женского пола и представляют человеческое происхождение всего племени».

Концепция творца всей человеческой жизни была сформулирована из образа старейшей женщины в роде
Таким образом, в то время как развивались религиозные представления первобытного homo sapiens, начались поиски первоисточника жизни (возможно, ядра всей теологической мысли). В этих обществах верхнего палеолита, в которых мать, возможно, считалась единственным прародителем семьи, поклонение предкам, по-видимому, было основой священного ритуала, а истории предков, вероятно, были известны только по материнской линии, концепция создателя всей человеческой жизни была сформулирована по образу старейшей женщины в клане. ее первородный предок, образ, который обожествлялся и почитался как Божественный Прародитель.

ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ

Третья линия, наиболее осязаемая, связана с многочисленными скульптурами женщин, обнаруженными в граветтской и ориньякской культурах верхнего палеолита. Некоторые из них датируются 25000 годом до нашей эры. Эти маленькие женские фигурки, сделанные из камня, кости и глины и часто известные как фигурки Венеры, были найдены в регионах, где когда-то жили небольшие оседлые общины.

Женские статуэтки вполне могли представлять собой идолов культа «великой матери»

Их часто обнаруживали рядом с остатками разрушающихся стен, которые, вероятно, являются старейшими жилищами, построенными людьми на Земле. Маринджер уверяет, что для размещения фигур в стенах были выкопаны ниши или углубления. Эти статуи женщин, некоторые из которых, по-видимому, беременны, были найдены в географически разбросанных граветто-ориньякских памятниках в таких далеких друг от друга регионах, как Испания, Франция, Германия, Австрия, Чеколовакия и Россия. Эти анклавы и фигуры, по-видимому, охватывают период, по крайней мере, в десять тысяч лет.

«Поэтому представляется весьма вероятным, — говорит Марингер, — что женские статуэтки были идолами культа «великой матери», который практиковали ориньякские охотники на мамонтов, которые не были кочевниками и жили на огромных евразийских территориях, простиравшихся от южной Франции до озера Байкал в Сибири».

С религиозными и нравственными изменениями независимая божественная мать неизбежно превращалась в подчиненную спутницу мужского божества

Но когда закончился культ Великой Богини? Робертсон Смит утверждал, что Богиня все еще была известна в более поздней патриархальной религии, и утверждал, что ее почитание было связано с «культами», которые берут свое начало в «эпоху матрилинейного родословия». Затем он исследовал время, когда:

"Изменение закона о родстве лишало женщину ее прежнего первенства в семье и передавало отцу большую часть ее власти и достоинства, женщины теряли право выбирать себе партнеров, жена подчинялась господству мужа. В то же время ее дети стали членами семьи мужа, во всех вопросах, касающихся наследства и кровных обязанностей. В той мере, в какой религия шла в ногу с новыми законами общественной морали, в результате этой эволюции независимая божественная мать неизбежно становилась подчиненной спутницей мужского божества... или, если превосходство богини было слишком громким, чтобы его можно было подорвать, она меняла пол, как это происходило в Южной Аравии. где Иштар превратилась в мужского Атар».Прошло совсем немного времени, прежде чем различные улики заняли свои места, и связи начали обретать форму. И тут я понял. Астарта, презираемое «языческое» божество Ветхого Завета, на самом деле была (несмотря на попытки библейских переписчиков замаскировать свою личность, используя мужской пол) Астартой, Великой Богиней, как ее называли в Ханаане, Царицей Небес Ближнего Востока. Языческие идолопоклонники Библии молились богине, известной в других местах как Иннин, Инанна, Нана, Нут, Анат, Анахита, Иштар, Исида, Ау Сет, Ишара, Ашера, Аштар, Аттор, Аттар и Хатхор — Божественному Предку многих имен. Однако на различных языках и диалектах тех, кто почитал ее, каждое имя указывало на Великую Богиню. Было ли простым совпадением то, что за все эти годы в воскресной школе меня ни разу не учили, что Ашторет – женщина?

Кем была эта Богиня? Почему верховным божеством было названо женское, а не мужское существо?

Еще более удивительными были археологические свидетельства, свидетельствующие о том, что их религия существовала и процветала на Ближнем и Среднем Востоке за тысячелетия до прибытия патриарха Авраама, первого пророка Яхве, мужского божества. Археологи прослеживают культ богини до неолитических сообществ около 7000 г. до н.э., а некоторые - до верхнепалеолитических культур, около 25000 г. до н.э. Со времен своего неолитического происхождения его существование было подтверждено вплоть до римской эпохи. Однако библеисты сходятся во мнении, что Авраам жил в Ханаане (Палестина) в конце периода времени между 1800 и 1500 годами до нашей эры.

Кем была эта Богиня? Почему верховным божеством было названо женское, а не мужское существо? Насколько влиятельным и значимым был его культ, и когда он на самом деле появился? Задав себе эти вопросы, я начал более глубокое исследование эпохи неолита и палеолита. Хотя богиням поклонялись во всех уголках мира, я сосредоточился на религии, которая развивалась на Ближнем Востоке и на Ближнем Востоке, на родине иудаизма, христианства и ислама. Я обнаружил, что развитие культа женского божества в этом регионе было связано с первыми религиозными проявлениями, обнаруженными до сих пор в любом уголке земли.

Предполагается, что религия Богини уходит своими корнями в верхний палеолит и возникла на Ближнем Востоке в позднем неолите

ВОСХОД СОЛНЦА В ГРАВЕТТОВСКОМ ЭДЕМСКОМ САДУ

Хотя большинство его стоянок были обнаружены в Европе, предполагается, что религия Богини уходит своими корнями в верхний палеолит, и что она возникла на Ближнем Востоке в позднем неолите. Поскольку они предшествовали времени письменных источников и не вели непосредственно к историческому периоду, который мог бы помочь объяснить это, информация о существовании культа богини в палеолите должна и по сей день оставаться спекуляцией. Теории о происхождении Богини в этот период основаны на сопоставлении традиций матрилинейного родства и культа предков. Они подкрепляются тремя независимыми линиями доказательств.

Первая основана на антропологической аналогии для объяснения первоначальной эволюции матрилинейных обществ (родства по материнской линии). Исследования «первобытных» племен в последние столетия пришли к выводу, что некоторые изолированные и «примитивные» народы даже в нашем веке еще не обладали сознательным пониманием взаимосвязи между полом и зачатием. Затем проводится аналогия, чтобы установить, что палеолитические народы находились на аналогичном уровне биологического сознания.

До того, как половой акт стал ассоциироваться с родами, женщины почитались как дарительницы жизни

С.Г.Ф. Брэндон, профессор сравнительного религиоведения в Манчестерском университете в Англии, отмечал: «Достиг ли ребенок утробы матери, было, несомненно, загадкой для первобытного человека. Принимая во внимание период между оплодотворением и рождением ребенка, представляется вероятным, что значение беременности и родов было оценено задолго до того, как стало понятно, что эти явления являются результатом зачатия после полового акта.

«Джеймс Фрейзер, Маргарет Мид и другие антропологи, — пишет Леонард Коттрелл, — установили, что на ранних этапах эволюции человека, до того, как был понят секрет человеческой фертильности, до того, как половой акт был связан с деторождением, женщины почитались как дарительницы жизни. Только женщины могут привести в мир других людей, а участие мужчин в этом процессе до сих пор не признано».

По мнению этих авторов, а также многих других авторитетов, писавших на эту тему, вполне вероятно, что в древних человеческих обществах люди еще не обладали сознательным пониманием взаимосвязи между сексом и размножением. Поэтому понятие отцовства еще не было понято. Хотя это, вероятно, сопровождалось различными мифическими объяснениями, дети просто рождались у женщин.

Семейная родословная велась по материнской линии, от матери к дочери, а не от отца к сыну, как это принято в современных западных обществах

Если это было так, то женщина задумывалась как единственный родитель своей семьи, эксклюзивный производитель следующего поколения. По этой причине для детей было естественно принимать имя племени или клана своей матери. Родословная записывалась по материнской линии, от матери к дочери, а не от отца к сыну, как это принято в современных западных обществах. Такую социальную структуру принято называть матрилинейной, то есть основанной на материнской линии. В этих культурах (у многих «примитивных» народов даже сегодня, а также в исторически сложившихся обществах во времена классической Греции) не только имена, но и титулы, владения и территориальные права передавались по женской линии, чтобы сохраниться внутри семейного клана.

Хоукс отмечает, что в Австралии, в районах, где понятие отцовства еще не понято, «[...] Очевидно, что матрилинейное происхождение и матриместный брак (при котором муж переезжает в деревню или семейный дом своей жены) были широко распространены, а статус женщины значительно выше. Он пишет, что эти традиции до сих пор распространены в некоторых областях Африки и среди дравидов Индии, и что следы этой традиции можно найти в Меланезии, Микронезии и Индонезии.

ТВОРЕЦ ЖИЗНИ

Вторая линия доказательств связана с началом религиозных верований и ритуалов и их связью с матрилинейным происхождением. Было проведено много исследований палеолитических культур и исследований мест, занимаемых этими народами, и возможных обрядов, связанных с их умершими. Все это говорит о том, что, как и в древних представлениях о религии, они, вероятно, принимали форму культа предков. Вновь проводится аналогия между палеолитическими народами и религиозными представлениями и ритуалами, наблюдаемыми у многих «примитивных» племен, изученных антропологами в последние два столетия. Поклонение предкам встречается в племенных обществах по всему миру. Маринджер сказал, что даже в то время, когда он писал в 1956 году, некоторые племена в Азии все еще делали небольшие статуи, известные как дзули. Описывая их, он заходит так далеко, что говорит: «Идолы женского пола и представляют человеческое происхождение всего племени».

Концепция творца всей человеческой жизни была сформулирована из образа старейшей женщины в роде
Таким образом, в то время как развивались религиозные представления первобытного homo sapiens, начались поиски первоисточника жизни (возможно, ядра всей теологической мысли). В этих обществах верхнего палеолита, в которых мать, возможно, считалась единственным прародителем семьи, поклонение предкам, по-видимому, было основой священного ритуала, а истории предков, вероятно, были известны только по материнской линии, концепция создателя всей человеческой жизни была сформулирована по образу старейшей женщины в клане. ее первородный предок, образ, который обожествлялся и почитался как Божественный Прародитель.

ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ

Третья линия, наиболее осязаемая, связана с многочисленными скульптурами женщин, обнаруженными в граветтской и ориньякской культурах верхнего палеолита. Некоторые из них датируются 25000 годом до нашей эры. Эти маленькие женские фигурки, сделанные из камня, кости и глины и часто известные как фигурки Венеры, были найдены в регионах, где когда-то жили небольшие оседлые общины.

Женские статуэтки вполне могли представлять собой идолов культа «великой матери»

Их часто обнаруживали рядом с остатками разрушающихся стен, которые, вероятно, являются старейшими жилищами, построенными людьми на Земле. Маринджер уверяет, что для размещения фигур в стенах были выкопаны ниши или углубления. Эти статуи женщин, некоторые из которых, по-видимому, беременны, были найдены в географически разбросанных граветто-ориньякских памятниках в таких далеких друг от друга регионах, как Испания, Франция, Германия, Австрия, Чеколовакия и Россия. Эти анклавы и фигуры, по-видимому, охватывают период, по крайней мере, в десять тысяч лет.

«Поэтому представляется весьма вероятным, — говорит Марингер, — что женские статуэтки были идолами культа «великой матери», который практиковали ориньякские охотники на мамонтов, которые не были кочевниками и жили на огромных евразийских территориях, простиравшихся от южной Франции до озера Байкал в Сибири».

С религиозными и нравственными изменениями независимая божественная мать неизбежно превращалась в подчиненную спутницу мужского божества

Но когда закончился культ Великой Богини? Робертсон Смит утверждал, что Богиня все еще была известна в более поздней патриархальной религии, и утверждал, что ее почитание было связано с «культами», которые берут свое начало в «эпоху матрилинейного родословия». Затем он исследовал время, когда:

"Изменение закона о родстве лишало женщину ее прежнего первенства в семье и передавало отцу большую часть ее власти и достоинства, женщины теряли право выбирать себе партнеров, жена подчинялась господству мужа. В то же время ее дети стали членами семьи мужа, во всех вопросах, касающихся наследства и кровных обязанностей. В той мере, в какой религия шла в ногу с новыми законами общественной морали, в результате этой эволюции независимая божественная мать неизбежно становилась подчиненной спутницей мужского божества... или, если превосходство богини было слишком громким, чтобы его можно было подорвать, она меняла пол, как это происходило в Южной Аравии. где Иштар превратилась в мужского Атар».

Похожие статьи:

РелигияСветильники у трона Бога

РелигияАстарта

ЯзычествоТайна богини Астарты в средневековом испанском замке

РелигияИудейский фашизм

ЯзычествоФестский диск - древний гимн богине Астарте

162 просмотра

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!