Европа не слышит голоса русских в Эстонии, потому что их община слаба
Татьяна Жданок, депутат Европарламента, "Комсомольская правда - Северная Европа"
Эстонцы хотят вытравить восприятие Дня победы как праздника.
- Мы с вами, Татьяна Аркадьевна, говорили о ситуации в Эстонии буквально 10 дней назад. Скажите, пожалуйста — был ли у Европейского Союза шанс предупредить эстонские события конца апреля? Чего он не сделал и почему?
- Шанс был, но ЕС действительно ничего не сделал, потому что двойные стандарты используются и продиктованы они, к сожалению, совсем другими соображениями, нежели уважением принципов демократии и защиты прав человека. Как некоторые говорят: я не расист, но черных не люблю… Точно также, встречаясь со многими защитниками прав меньшинств, я слышу: я не расист, но вот русских не люблю..
Действительно, когда речь идет о русскоязычном меньшинстве — абсолютно другие подходы используются, чем в отношении других меньшинств, и диктуются они геополитическими соображениями. Я думаю, что эти соображения направлены не только против России и против русских, но и против Европы, потому что, по моему глубокому убеждению, Евросоюз может стать еще одним мировым лидером только вместе с Россией, и этому очень многие хотят помешать. Главными раздражителями являются три страны Балтии, и особенно Эстония с Латвией.
Война с памятниками началась именно здесь — и если она будет успешной, этот вирус переместится и в Европу. Это очень опасная тенденция. У нас уже была информация о том, что к шествию латвийских неонацистов собираются присоединиться немецкие. А если эти юнцы почувствуют силу, а их идейные вдохновители — что их тактика успешна, то Европа снова может заболеть коричневой чумой.
- А может ли перекинуться на другие страны Балтики вирус русского бунта?
- Я думаю, нет. У нас в Латвии была в 1996 году попытка взрыва памятника освободителям, во время которой погибло два подрывника. В это время рижское самоуправление контролировалось крайне правыми. Но вскоре были выборы — я, в частности, стала депутатом Рижской думы, и от наших голосов зависело, какого мэра избрать — крайне правого или центриста? Мы поставили условие: восстановить памятник за счет городских средств и прекратить ликвидацию русских школ (до этого две школы были закрыты) — и это действительно произошло.
У большинства и меньшинства из-за чего могут быть конфликты? Не только из-за языка и религии — а еще и из-за разного восприятие истории, как это было, например, в Косово. Эстонцы хотят вытравить восприятие Дня победы как праздника. Нас в Латвии тоже хотели заставить считать этот день исключительно днем поминовения погибших…
Есть две причины, почему эстонские события вылились в такой результат. Первая: русская община Эстонии потеряла необходимую для общины структуру. Целенаправленные действия эстонских стратегов привели к тому, что она была обезглавлена — практически нет представителей русских в эстонском парламенте, никого нет в Европарламенте, поэтому некому сопротивление организовать так, чтобы оно было бы цивилизованным и эффективным.
Есть и вторая причина: я уверена, что здесь поработали провокаторы. Я сама организовывала массовые акции, и мы несколько раз констатировали попытки заставить массу людей произвести насильственные действия, чтобы потом их обвинить в бунте маргиналов. В нашем, латвийском случае, ситуацию спасало как раз то, что во всех этих акциях участвовали депутаты, которые своими мандатами могли предотвратить действия полиции. Мы всегда следили за тем, чтоб не было стычек, если задерживали кого-то из школьников — тут же садился в автобус и наш депутат и ехал в участок, я сама несколько раз присутствовала при допросах. В результате этих действий мы выигрывали и людей отпускали.
- Имелось в виду другое: может ли распространиться на страны Балтии вирус русского сопротивления?…
- Я в течение 15 лет, с тех пор как занимаюсь правозащитной деятельностью, встречаюсь регулярно с европейскими политиками, экспертами, дипломатами и они все время говорят: ну, если вы доказываете, что имеете дискриминацию русского населения, что людям не предоставляют права, не дают возможности использовать свой язык — почему нет сопротивления, массовых акций протеста? Мой ответ был таков: причина в особенностях русского характера — русские умеют терпеть и долго терпят, до определенного рубежа, а потом наступает реакция, во многом непредсказуемая. Вот терпение эстонских русских и лопнуло… У нас в Латвии воспринимают эту ситуацию очень болезненно.
- А как на это реагирует Европа?
- Я очень надеюсь, что нам удастся объективно рассказать об этих событиях, а не так, как западные агентства, которые начинали свои репортажи с актов вандализма, а вовсе не с причин, по которым люди собрались и выразили свой протест. Я понимаю, что исполнительная власть в ЕС выражает мнение большинства. Но есть и другие мнения, и очень влиятельные. Я уверена, что свое отношение выразит и наша, зеленая фракция, что действия эстонских властей получат осуждение со стороны Европарламента, и что проблема будет обсуждаться очень активно, а не так, как это было 23 апреля: я говорила о том, что через два дня в Эстонии могут начаться события, а другие десять депутатов, в том числе Тунне Келам, посвятили свое выступление разгону митингов в России. Но если сравнить действия властей, то сравнение окажется не в пользу эстонцев…
delfi.ee, 07.05.07
Эстония: Нулевой цикл строительства гражданского мира
Форум «Гражданский мир» приглашает всех, кто хочет жить в мире и иметь возможность высказывать свои взгляды.
Участники форума «Гражданский мир», состоявшегося в Таллинне, надеются загасить костер «гражданской войны». Но эстонское общество должно понять, что русские — это не серая масса, живущая по установленным для нее правилам.
Эмоции захлестывали
На трибуну попали не все желающие. Прежде всего потому, что модераторам форума было сложно удержать выступающих в рамках трехминутного регламента. Самое короткое выступление длилось не более 60 секунд, но были монологи и по десять минут. Ораторам не всегда удавалось удержаться в рамках темы, были и дежурные выступления, не обошлось без экстремизма.
Русские составляли явное большинство участников форума, и наибольшей активностью среди них выделялись люди, поддерживающие требование об отставке премьер-министра Андруса Ансипа и освобождении задержанных во время массовых беспорядков. И, естественно, все выступления, хоть косвенно работающие на эту позицию, встречались бурными аплодисментами.
Когда же один из выступавших эстонцев отметил, что, хотя он и не одобряет перенос Бронзового солдата, судьбу памятника все же решили избиратели, поддержав на выборах пообещавшего убрать монумент Андруса Ансипа и его партию, а потому бессмысленно обвинять во всем только премьера, зал возмутился и не дал оратору договорить.
Может быть, поэтому, чем дольше длился форум, тем меньше становилось выступающих с эстонской стороны, хотя по сценарию русские и эстонцы должны были выступать попеременно.
Впрочем, как заметил, открывая форум, председатель Центристской партии и мэр Таллинна Эдгар Сависаар, никто и не надеялся в течение пятницы достигнуть консенсуса — это только начало процесса примирения.
И на первом этапе этого процесса нужно иметь возможность высказаться и научиться слушать мнение оппонентов.
Тоталитаризм наступает
«Время монологов прошло», — заявила депутат Рийгикогу Майлис Репс, призвавшая всех к диалогу ради нашего общего будущего, ради того, чтобы не допустить повторения провокаций и насилия.
По словам ее коллеги Владимира Вельмана, форум — это попытка объединить различные группы населения, забыть о личных интересах и сосредоточиться на общих. Главное, считает депутат, чтобы гражданская активность собравшихся не закончилась в зале центра «Сальме», поскольку надеяться мы можем только на себя.
«Меня учили, что если есть проблема, то надо думать не только как ее решить, но и как жить потом», — сказал профессор Таллиннского университета Рейн Руутсоо, по мнению которого, нас может спасти только развитие гражданских объединений и активное партнерство между русскими и эстонскими гражданскими организациями.
Произошедшие в Таллинне в конце апреля массовые беспорядки политолог Ану Тоотс назвала проявлением болезни, имя которой — тоталитаризм. У наших политиков и чиновников, подчеркнула профессор Таллиннского университета, аллергия на критику, и любой не согласный с действиями правительства автоматически заносится в разряд врагов народа.
Неприятием мнения сограждан, отсутствием диалога в эстонском обществе был обеспокоен и директор Информационного центра по правам человека Алексей Семенов. «Прекрасно понимая причины запрета на митинги и общественные собрания до 11 мая, не могу согласиться с данным решением, так как это противоречит основным гражданским правам», — сказал Семенов, подчеркнув, что право на выражение собственного мнения является основополагающим в демократическом обществе.
Полный провал интеграции
«Есть попытка представить произошедшее как некий трагический эпизод, но по существу это была последняя капля. Мы — русскоязычная часть населения — жили в обстановке дискриминации, — сказал директор Института управления и экономики Ханон Барабанер. — Специалист, не слишком хорошо знающий эстонский язык, потерял право на профессию, нас лишили права на гражданство и, наконец, отняли главное для народа — память».
Существование косвенной дискриминации русскоязычного населения признала и социолог Ирис Петтай. Она считает, что произошедшее стало серьезным уроком для страны и развеяло многие мифы. Эстония жила в мире иллюзий, не понимая, что русская община — это не серая масса, которая живет по установленным эстонцами правилам, но согласна далеко не со всеми решениями. К сожалению Петтай, слабой стороной русской общины является тот факт, что от ее имени выступают лидеры, придерживающиеся радикальных взглядов. А надо идти путем переговоров и компромиссов.
По мнению же культуролога Линнара Приймяги, правительство затеяло гражданскую войну, вопрос лишь в том, разгорится она в реальности или затихнет, для чего следует бороться с проявлениями фанатизма. Войну эту, по мнению Приймяги, следует завершить к 2011 году, иначе Таллинн недостоин титула культурной столицы Европы.
Представитель Объединения русских школ Таллинна Людмила Полякова и руководитель общества «Лира» Лидия Кылварт сошлись в том, что самым коротким путем к диалогу является культурная интеграция и повышение уровня образования.
Скудное финансирование образования считает причиной произошедшего в Таллинне в апрельские дни директор Французского лицея Лаури Леэзи. По его мнению, намного более серьезной проблемой, чем памятник, является расположенный всего в 15 метрах от школы алкогольный магазин и намеренное отравление народа, делающее невозможной культурную интеграцию. «Мы надеялись, что уберут этот мавзолей алкоголя, но случилось иначе», — сказал Лаури Леэзи и предложил переименовать Тынисмяги в площадь Согласия.
Берем ответственность на себя
В целом, по оценке инициатора форума Эдгара Сависаара, мероприятие свою задачу выполнило — помогло освободиться от эмоций и очертить круг проблем, требующих незамедлительного решения для того, чтобы начать диалог.
«Мы живем в период кампаний. Кампаний по сбору подписей «против». Против меня, против Ансипа, против произвола. Голосовать «против» всегда проще, чем «за». Потому что, голосуя «за», мы принимаем на себя ответственность, а голосуя «против» — перекладываем ее на других. Мы собрались не голосовать. И мы готовы к поиску выхода из сложившейся ситуации», — сказал Сависаар.
В конце дня участники форума приняли обращение, в котором выразили озабоченность тем, что наше единое «мы» в одночасье разделилось на «мы» и «они». «Событиям недельной давности предшествовал долгий монолог с позиции силы. Мы осуждаем как беспардонную политическую демонстрацию силы, проявленную при демонтаже памятника павшим во Второй мировой войне, так и продолжавшийся две ночи вандализм», — сказано в обращении. Участники форума «Гражданский мир» осудили любые провокации, разжигание насилия словами или поступками, кто бы за этим ни стоял, и призвали дать отпор провокаторам. «Мы, участники форума «Гражданский мир», намерены построить новый диалог. Мы стоим за право каждого из нас на собственные мысли и чувства. Высокомерное высмеивание взглядов других людей, не говоря уже об углублении межнациональной розни, сделает объединение наших усилий невозможным», — говорится в обращении. Инициативная группа предложила присоединиться к форуму «Гражданский мир» всем, кто хочет жить в мире и иметь возможность высказывать свои взгляды.
Виктория ЮРМАНН, 07.05.07
Похожие статьи:
Язычество → Язычники надеются, что Ватикан продолжит покаяние за оккупацию Эстонии
Язычество → Язычники: свастика — часть национальной культуры
Язычество → Язычники Эстонии выпустили календарь на 10219 (2006) год