Чаша Сердца

7 августа 2017 - Администратор
article504.jpg

О семье Рерихов написано на сегодняшний день немало и нет необходимости повторять известную информацию. О том, что эта семья представляет собой уникальное явление русской и мировой культуры знает в наше время любой мало-мальски образованный человек.


Действительно, идеями и деятельностью Рерихов восхищались философ и поэт Рабиндранат Тагор, политик Джавахарлал Неру, художник Рокуэлл Кент, знаменитый ученый Джагадиш Бос, последний секретарь Льва Толстого Валентин Булгаков, историк и археолог академик Алексей Окладников, писатель Иван Ефремов. Однако, главное ядро наследия Н.К. и Е.И. Рерихов - Учение Живой Этики (Агни Йоги) до самого последнего времени было в нашей стране практически неизвестным. Лишь в 1989 - 1990 годах стали появляться отдельные публикации и даже целые книги из всей 14-томной серии Учения.

Рерихи, как известно, не ставили свои фамилии на титульных листах издаваемых ими книг, считая, что Учение, полученное ими главным образом во время знаменитого трансгималайского путешествия от Великих Учителей Востока - Гималайских Махатм, не подлежит личному присвоению, а является общечеловеческим достоянием. Подобная скромность Н.К. и Е.И. не только не умаляет, но наоборот подчеркивает значительность совершенного ими.

Книги Живой Этики выходили в 20 - 30-е годы нашего столетия в Латвии и Западной Европе. Живая Этика (Агни Йога) - это прежде всего нравственно-духовное учение, синтезирующее древнюю мудрость Азии с научными и философскими достижениями Запада, поэтические легенды прошлого с современными формулами точного знания, этические основы поведения со средствами углубленного самопознания. По богатству конкретных приемов и методов работы над собой Агни Йога может быть уподоблена энциклопедии совершенствования и восхождения человека. Ее также можно назвать реальной наукой изменения и преображения человеческого духа.

Живая Этика - это учение о неиспользованных ресурсах и возможностях человека, о скрытой энергии его организма и психики, о творческих силах, живущих в глубинах сознания и души. Учение называет эти могучие скрытые силы общим названием - "психическая энергия" и говорит о ее космической природе. Психическая энергия определяется в Живой Этике также как "огненная энергия" или "огонь", - это не только символ неукротимой человеческой воли к совершенствованию, но и объективно существующий, но еще не известный науке вид энергии. Сугубо научное открытие этой энергии возможно лишь при условии практического овладения человеком собственным психоэнергетическим потенциалом.

Говоря об овладении "психической энергией" Агни-Йога настаивает на необходимости предварительного этического очищения человека. Пробуждение внутренних сил организма и нравственное преображение - это двуединый процесс, где одно непреложно вытекает из другого (кстати, именно поэтому Учение носит двойное название - Живая Этика и Агни Йога).

Учение содержит в себе суровую критику увлечения магией и всеми чисто механическими методами овладения скрытыми силами человека. Искусственное открытие чакр (так называют в йоге сформированные длительной эволюцией психофизиологические механизмы человека, ответственные за пробуждение его энергетики) ведет к духовному тупику. Опасность этого пути - в постепенной потере внутреннего равновесия и нравтственного здоровья. Человек делается рабом преждевременно вызванных неизвестных для него сил и рискует превратиться в безвольно медиума. Итак, прежде очищение, улучшение обычной жизни, забота о других людях, а затем уже развитие скрытых сил.

Соединительным звеном между этикой и психоэнергетикой является, согласной Агни Йоге, человеческая мысль и мыслетворчество. Учение утверждает, что мысли представляют собой тонкоматериальные образования, создающие духовную атмосферу планеты. Каждая мысль - и высокая и низкая - возвращается к ее творцу, и поэтому человек ответствен не только за свои поступки, но и за мысли.

В духовной работе и в жизни Живая Этика ориентирует человека на бесстрашие и готовность к преодолению препятствий. "Друзья! - гласит параграф Учения. - Пока вам препятствия не являются рождением возможностей, до тех пор мы не понимаем Учения." "Благословенны препятствия, ими растем", - говорят книги Агни Йоги в другом месте.

Важно подчеркнуть принципиальное отличие Агни Йоги от всех йог прошлого, призывающих к уходу от мира во имя высших духовных достижений. Напротив, новое эволюционное Учение в качестве необходимого условия продвижения называет строгое выполнение всех жизненных обязанностей и долга по отношению к людям. Духовная работа должна протекать не отдельно от жизни, как это было раньше в монастырско-отшельнических системах совершенствования, а параллельно с практической деятельностью.

Хотя Живая Этика уделяет огромное значение внутренней индивидуально работе человека над собой, такая работа - не самоцель, но средство устроения жизни на общинных, коллективистских началах, согретых любовью и красотой. Социальный идеал, выдвигаемый Учением, многогранен и жизнерадостен, лучше всего его выражает понятие Община. Такая Агни-Йогическая Община - это энергичный совместный труд, братские отношения между людьми, свободное содружество умов, объединенных общей идеей улучшения жизни.

Необходимо сказать несколько слов о построении самих текстов Агни Йоги и методов работы с ними. Заложенный в Учении принцип спирали (постоянного углубления и расширения тем и понятий от первой книги к последующим) обретает силу в архитектонике текстов. Разбивка на параграфы и фрагменты, каждый из которых, являясь как бы отдельным целым, в то же время есть звено величественной цепи знания, естественным образом побуждает читающего к медитации над каждым таким отрезком. Под медитацией здесь разумеется не умственное усилие и мистический транс, но полное всеохватывающее духовно-эмоциональное погружение в смысл, заложенный в параграфе. Такое медитативное углублённое освоение текстов Агни Йоги непременно должно сопровождаться приложением основ её к жизни каждого дня - лишь тогда в человеке начнёт происходить благодетельная трансформация души.

С точки зрения архитектоники Агни Йогу можно уподобить голограмме, любая часть которой отражает весь предмет. Можно также сравнить Живую Этику с кристаллом, имеющим бесчисленное число граней. Будучи универсальным по духу, Учение никогда не произносит необоснованно категоричных суждений и не навязывает решений. Охраняя свободу воли человека, как его верховное право, Агни Йога щедро рассыпает искры знания и расставляет вехи пути, из которых каждый может сложить близкий его природе узор жизни.

Книга "Сердце" - восьмая по счёту в 14-томной серии Живой Этики. И хоты понятие "сердца" с разных сторон рассматривалось в Учении уже начиная с первой книги, здесь внимание концентрируется на сердце столь мощно, что само это понятие вынесено в название.

Чем можно объяснить это повышенное внимание к сердце, пронизывающее всё Учение?

Прежде всего следует оговориться, что под "сердцем" в Агни Йоге понимается не столько физический орган, сколько эмоционально-духовный центр, средоточие внутренней жизни человека. Такое почтительное отношение Живой Этики к сердцу опирается на могучее силовое поле традиции. И христианство, и буддизм, и индуизм с разных сторон и по разному освещали важнейшую роль сердца в духовной жизни человека. Поистине неисчислимо количество упоминаний о сердце и обращений к нему в святоотеческой православной литературе. Буддизм говорил о сердце как о вратах освобождения от колеса перевоплощений, а индуизм видел в сердце орган божественной любви. Но Живая Этика не просто продолжает выраженные в религиях прошлого эмоциональные подходы человека к Высшему, но выдвигает на первый план новое значение сердца, ибо многие условия жизни кардинально изменились.

Значение сердца Агни Йога видит в том, что оно выступает как "мост между мирами", соединяющий видимый план жизни человека с невидимыми космическими измерениями бытия, с беспредельностью. Невозможно расширять сознание и восходить к высшим духовным мирам вне сердца. Любая подобная попытка в сегодняшних условиях неизбежно уведёт человека, как считает Учение, не ложную тропу, называемую в оккультно-мистических доктринах путём "левой руки".

Даже самые надёжные и выверенные прежние школы йоги, предполагающие пробуждение скрытых сил человека через подъём "энергии Кундалини" (которая лежит согласно йоге в основании позвоночного столба), в сегодняшних условиях не могут служить универсальным средством возрождения духовности на Земле. Такое возрождение может начаться прежде всего на уровне сердца. Сердце в Агни Йоге - это альфа и омега, начало и завершение духовного пути, место соединения земного и космического начала, ключ к общению с Иерархией светлых сил Космоса и Великими Учителями. Центр нравственных переживаний человека, одаряющий либо ощущением внутренней чистоты и безупречности, либо наполняющий угрызениями совести, - это также центр сердца. Сердце незаменимо в борьбе со злом и тьмой жизни, оно есть, по словам Учения, "то оружие света, которое посрамит тьму". Наконец, сердце - это орган интуиции, которая по мере соединения в процессе совершенствования эмоционального и интеллектуального начала в человеке приобретает свойство чувствознания. Подобный человек, постигая какую-либо жизненную истину, одновременно понимает и переживает её.

Одна из главных задач эволюции согласно Учению состоит в том, чтобы наполнить своё сердце, словно чашу, всеми лучшими нравственными и духовными энергиями, эмоциями и качествами, а затем принести этот дар миру, людям, человечеству.

Духовный путь начинается с умения человека слушать внутренний голос своего сердца, доверять ему и различать в нём звуки самого Высокого. Вслушаемся в этот голос, когда приступим к чтению "Сердца".

* * *

Объем знаний Елены Ивановны Рерих поразителен, также как и масштаб её мышления. Она сочетала в себе древнюю мудрость Востока и современные научные знания Запада. Нынче мы отмечаем 115 лет со дня рождения Е. И. Рерих. Она была центром этой уникальной семьи учёных, художников, сияющим, ведущим началом, - иерархом. Иерархом знания.

Похожие статьи:

Живая ЭтикаО сложном необычном

Живая ЭтикаВ Петербурге отметили 135-летний юбилей Елены Рерих

Живая ЭтикаХодящие мертвецы

Живая ЭтикаВведение в изучение Живой Этики

Рейтинг: 0 Голосов: 0 132 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий